Когда в 1996 году Кудрин и Путин «эмигрировали» из Петербурга в Москву, в их паре не было ведущего и ведомого. Они были скорее товарищами по несчастью, которым помогал Чубайс. Есть даже никогда никем не опровергавшаяся история о том, что первое время в Москве Путин жил на кухне у Кудрина. И шел по его стопам — например, когда в марте 1997 года был назначен начальником Главного контрольного управления администрации президента вместо ушедшего на повышение в Минфин Кудрина.
— Практического опыта тогда не было ни у кого. Часть людей обладала опытом советской работы. Но это как… — Травин задумчиво обводит взглядом кафе, в котором мы сидим, и наконец подбирает образ: — Вот представьте, что в это кафе не взяли бы на работу официантку из советской столовой. Потому что она хамка и швыряет тарелки. Здесь примерно то же самое: чтобы управлять новым городом и страной, иного опыта лучше было не иметь. И молодой ученый тут подходил как нельзя лучше. Тем более что и Чубайс, и Кудрин умели получать нужные знания от всех, с кем говорили. Неважно, кто собеседник — коммунист, демократ, ученый, директор, — если они говорят здравые вещи, то все это пускалось в дело.
— Почему так быстро, у него же не было никакого опыта работы? — интересуюсь я у Дмитрия Травина, друга Кудрина, его однокурсника и свидетеля на первой свадьбе.
Вплоть до начала путинской эры Кудрин повсюду следовал за Чубайсом — в Смольный, где отвечал за финансы Петербурга, в администрацию президента, в Министерство финансов. Причем в питерской мэрии до главы комитета по экономике и финансам Кудрин вырос всего за три года.
По остроумному выражению Андерса Аслунда, научного сотрудника вашингтонского Института международной экономики, «Кудрин шел по жизни на двух ногах — Чубайсе и Путине». Правда, первая нога отросла куда раньше второй: с Чубайсом он познакомился в ленинградском Институте социально-экономических проблем. Из ИСЭПа вышла добрая половина российских экономистов-реформаторов (вторую половину составили москвичи-гайдаровцы из Института экономики и прогнозирования), включая Кудрина и председателя ЦБ Игнатьева.
Да, спустя каких-нибудь двадцать лет после распада СССР, после чего говорить о перестройке стало даже несколько абсурдно, из правительства ушел последний реформатор — точнее сказать, представитель того либерального лагеря, который зачастую мучительно и непоследовательно, вопреки настроениям населения и большей части элиты, пытался перестроить постсоветскую экономику на новый лад. Еще раньше из правительства, правда, без такого шума «ушли» Германа Грефа — на важную, почетную и доходную, но все же вторичную с политической точки зрения должность главы Сбербанка.
В 2003 году, комментируя отставку Александра Волошина с поста руководителя президентской администрации, Алексей Кудрин ехидно заметил: «При всем моем уважении к Александру Волошину хочу обратить внимание, что его отставка совпала с концом эпохи Ельцина. Все, Византия закончилась!» Продолжая историческую параллель, теперь можно воскликнуть: «Все, перестройка закончилась!»
В судьбе бывшего министра финансов вопрос о соотношении индивидуального и общего встал не менее остро. Его любили называть «мистер Нет» — по аналогии с советским министром иностранных дел Громыко — якобы за регулярные отказы дать денег стучащимся в дверь «главного бухгалтера страны» лоббистам. Но остается открытым вопрос, насколько он был волен в своих решениях, а насколько являлся неотъемлемой частью сложившейся в России системы. И что будет теперь с этой системой, после того как из нее удалено такое важное звено?
Научный руководитель кандидатской диссертации Алексея Кудрина Михаил Воейков пару лет назад опубликовал книгу «Дилемма Ленина». В ней он задавался вопросом, предопределена ли социально-экономическая стратегия, которую выбирает политический деятель, текущей ситуацией или есть место и его личной воле? По мнению Воейкова, в том «и заключается трагедия Ленина, или его дилемма, когда ход российской истории предписывал делать одно, а Ленин и большевики стремились делать другое».
Сам Кудрин, безусловно, один из таких людей. Но тем не менее вынужден был уйти из правительства.
Кудрин стал деканом в июне. Тогда многие недоумевали: с одной стороны, зачем министр взвалил на себя дополнительную нагрузку, с другой — почему возглавил не экономический факультет? Теперь-то ясно, что отставку Кудрин планировал. А выбор факультета объяснял тем, что «страна испытывает острый дефицит в тех, кто умеет генерировать новые идеи, концептуально мыслить». Вот таких людей и будет готовить его факультет.
— Проходите, присаживайтесь, — прерывается Кудрин. Представления о студенческой дисциплине у декана, видимо, не такие жесткие, как у президента о министерской.
В аудитории типичная университетская возня: кто-то достает ручку, кто-то поудобнее пристраивается за партой, кто-то перешептывается, на середине рассказа об отставке входят опоздавшие студенты.
— Я не жалею, это было давно выношенное решение. Просто оно реализовалось в довольно необычной форме. Я не был заранее информирован [о том, что на заседании комиссии по модернизации Медведев поставит вопрос о его отставке]. Всегда нужно сделать маленькую паузу, прежде чем принять такое серьезное решение, поэтому я и сказал: «Я посоветуюсь с премьером». Мы в течение двух-трех часов связались, обсудили это. Поскольку президент это решение хотел принять, я не стал перечить, сказал, что это соответствует моим намерениям. Хотя думал до мая доработать…
Вернее, первые полчаса он вынужден объяснять студентам, почему теперь они будут видеть его значительно чаще, чем раньше. Но и в неформальном исполнении его объяснения отличаются от официального заявления лишь деталями. Он тщательно подбирает слова, делает паузы, думает, говорит не всегда ровно и четко:
Субботнее утро. Бывший министр финансов читает в Санкт-Петербургском госуниверситете лекцию «От чего зависит курс рубля?».
—Меня недавно спросили: «А как вас теперь представлять?» Я ответил: «Просто — декан факультета свободных искусств и наук», — широко улыбается Алексей Кудрин.
Скандальная отставка Алексея Кудрина оказала влияние на судьбы сразу двух тандемов. Один (Путин — Медведев) она вроде бы укрепила, второй (Путин — Кудрин) вроде бы разбила. Притом что, как считают многие, именно второй тандем реально правил Россией последние одиннадцать лет. Ведь именно Кудрин все эти годы оказывал решающее влияние на экономическую политику государства, инициировал важнейшие реформы, был тем человеком, к кому прислушивался Путин. Его сильно не любили многие экономисты и исключительно все лоббисты. Почему же он так долго оставался у власти и что изменится с его уходом?
Почему распался подлинный правящий тандем российской власти
Просто деканСсылка на статью: http://rusrep.ru/article/2011/10/05/kudrin_decanАвторы: Григорий Набережнов, Филипп Чапковский
Комментариев нет:
Отправить комментарий